Аналитические материалы

Доля закупок у единственного поставщика в общей стоимости всех закупок

Доля закупок у единственного поставщика в общей стоимости всех закупок (нажмите для увеличения)

Информация о результатах закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) за 2015 год

Объем закупок у единственного поставщика заказчиками областного подчинения в отчетном периоде составил чуть более 1,8 миллиардов рублей, что соответствует 9% от общего объема закупок. По сравнению с 2014 годом он вырос на 38%, что связано, в первую очередь, с изменениями, вносимыми в Закон о контрактной системе: был расширен перечень случаев, когда возможны неконкурентные закупки, а также увеличены лимиты «малых» закупок.

Вместе с тем, на фоне общих показателей по Российской Федерации контрактная система Калужской области демонстрирует существенно более высокую конкурентность: доля закупок у единственного поставщика у нас меньше почти в два с половиной раза.

В структуре закупок без проведения торгов в Калужской области 45% составляют услуги естественных монополий: электро-, газо-, тепло- и водоснабжение.

Структура закупок у единственного поставщика в Калужской области в 2015 году

Структура закупок у единственного поставщика в Калужской области в 2015 году (нажмите для увеличения)

Значительную долю – 38% — составляют «малые закупки» (до 400 тысяч рублей для учреждений образования и культуры, до 100 тысяч – для всех заказчиков). Средняя величина одной такой закупки – 27 тысяч рублей, минимальная из зафиксированных – 69 рублей. Предусматривая такие закупки, законодатель предоставил заказчику возможность удовлетворять свои оперативные нужды без проведения длительных и сильно формализованных процедур конкурентных закупок, когда стоимость затраченного рабочего времени специалиста может в разы превышать цену контракта.

Вместе с тем, совокупная стоимость «малых» закупок достаточно существенна в масштабах области: в 2015 году это порядка 700 миллионов рублей. Поэтому необходимо, сохраняя простоту в их организации, в то же время, обеспечить прозрачность, контролируемость и открытость для поставщиков системы «малых» закупок, соблюдая принцип эффективности использования бюджетных средств, сформулированный в Бюджетном кодексе.

Исходя из этой задачи в Калужской области построена система, позволяющую повысить эффективность закупок «малого» объема на основе тесной интеграции закупочного и бюджетного процессов.

Распределение закупок малого объема по цене контракта

Распределение закупок малого объема по цене контракта (нажмите для увеличения)

Автоматизированная система «Маркетинговые исследования малых закупок» (АС «МИМЗ») разработана в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. При этом учтен опыт предыдущей версии Системы, промышленная эксплуатация которой с 2010 по 2013 годы позволила сэкономить более 61 миллиона рублей средств областного бюджета, предложения и замечания Федеральной антимонопольной службы и общественных активистов.

Новая версия АС «МИМЗ» введена в эксплуатацию с начала IV квартала 2015 года в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 25 сентября 2015 года № 544.

С использованием АС «МИМЗ» заказчики получают предложения о цене для своих «малых» закупок. По результатам их анализа заказчик вправе заключить контракт с поставщиком, указавшим наименьшую цену.

Сведения о заключенных контрактах также размещаются в Системе и направляются заказчиками в министерство финансов области вместе с документами для оплаты исполненных обязательств.

Система стала интересна представителям среднего и малого бизнеса: только в первом квартале текущего года в ней зарегистрировано 134 организации. Полная база хозяйствующих субъектов, зарегистрировавшихся в Системе, включает 463 представителя малого и среднего бизнеса.

В настоящее время в Системе зарегистрированы все заказчики регионального уровня, осуществляющих закупки в соответствии с законом о контрактной системе № 44-ФЗ, из которых 92 процента (273 заказчика) размещают информацию в Системе.

Министерством конкурентной политики проведена оценка использования Системы в разрезе по каждому ведомству. Для большинства из главных распорядителей бюджетных средств доля подведомственных учреждений, использующих АС «МИМЗ» в настоящее время составляет 100%. В наименьшей степени приобщились к системе учреждения, подведомственные комитету ветеринарии, а также министерству лесного хозяйства.

Активность применения АС «МИМЗ»  в разрезе главных распорядителей бюджетных средств

Активность применения АС «МИМЗ» в разрезе главных распорядителей бюджетных средств (нажмите для увеличения)

При этом, даже заказчики, использующие АС «МИМЗ», пока заключают не все контракты через данную систему. В целом через «МИМЗ» проходят договора в объеме двух третей от общей стоимости «малых» закупок. На 100 процентов автоматизированная система используется аппаратами Уполномоченных по правам человека и по защите прав предпринимателей, инспекциями по надзору за техническим состоянием машин, жилищной, инспекцией государственного строительного надзора, представительством Правительства Калужской области, управлением архитектуры и градостроительства, управлением судебного департамента. Среди ведомств с большим количеством подведомственных организаций наиболее активно АС «МИМЗ» применяется министерством культуры и туризма и его учреждениями.

В целом за 6 месяцев эксплуатации АС «МИМЗ», в системе проведено 7190 исследований на общую сумму 195 миллионов рублей. Условная экономия по результативным исследованиям оценивается в 4,75 миллионов рублей (5,3 процента).

Министр конкурентной политики
Калужской области
Н.В. Владимиров

 banner_itogi_2016_god_minkpИтоги работы управления государственных закупок министерства конкурентной политики за 2015 год

Основными задачами в сфере закупок, которые ставило и ставит перед собой министерство, являются повышение эффективности и конкурентности закупочной деятельности, снижение трудозатрат заказчиков, требований к наличию высокоспециализированного персонала.

Решение данных задач осуществляется по трем основным направлениям – это централизация, стандартизация и автоматизация закупок.

Эффективность конкурсных  закупок товаров, работ, услуг для государственных  заказчиков области составила  почти один миллиард 400 миллионов рублей, для муниципальных – около 400 млн. рублей.

В 2015 году для обеспечения нужд Калужской области проведено восемь с половиной тысяч конкурентных процедур на сумму более 21 миллиарда рублей,  из них около пятисот — в форме совместных закупок, в составе которых консолидировано более четырёх тысяч заявок заказчиков. Таким образом, треть от количества закупок проходит через совместные торги. По сравнению с 2014 годом их сумма и количество увеличились вдвое.

Аналогичная практика внедряется и на муниципальном уровне: через Фонд имущества консолидировано 903 заявки, по которым проведено 115 совместных закупок.

Иллюстрацией положительного опыта в этом направлении могут служить закупки услуг мобильной связи. Осенью прошли совместные торги для двух групп заказчиков, по мере их готовности, и снижение цены единицы услуги для первой группы составило 99%, а по второму аукциону – более 100%.

То есть, например, администрация Губернатора, министерство лесного хозяйства, Главное управление МЧС,  наше министерство и другие теперь пользуются мобильной связью бесплатно, более того, оператор даже заплатил нам за право заключить контракт одну копейку.

Номенклатура совместных торгов постоянно расширяется, причем, что отрадно, инициатива исходит уже не только от нас или специально созданного Центра организации закупок в сфере здравоохранения, но и от самих заказчиков, которые по достоинству оценили преимущества централизации закупок.

С 1 января текущего года министерство и Фонд имущества полностью перешли на электронный документооборот с заказчиками, что позволило в высокой степени стандартизировать закупочную деятельность.

Важно отметить, что речь идет не просто о системе документооборота – силами сотрудников министерства фактически создана региональная автоматизированная система госзакупок, а если бы мы приобретали программный продукт, то затраты составили не менее 8 миллионов рублей.

Кроме того, при непосредственном участии министерства финансов нами в 2015 году запущена автоматизированная система «Маркетинговые исследования малых закупок» у единственного поставщика до 100 тысяч рублей. За прошедший год в данной системе проведено более трех тысяч закупок на сумму около 90 миллионов рублей, экономия составила почти 5 миллионов.

Упорядочить закупки заказчиков призвано и внедрение нормирования. Подготовлена необходимая правовая база: Правительством области утверждены требования к порядку разработки актов о нормировании и порядок определения нормативных затрат. На согласовании в Администрации Губернатора находится проект постановления об утверждении правил определения требований к товарам, работам, услугам.

В связи с этим органам исполнительной власти области необходимо приступить к разработке документов, устанавливающих предельные уровни затрат на обеспечение своих функций, включая подведомственные казённые учреждения.

Также необходимо начинать работу по анализу объемов закупок для формирования ведомственного перечня товаров, работ и услуг, для которых органам исполнительной власти нужно будет устанавливать требования к предельным характеристикам или ценам.

В существующих экономических условиях особую актуальность приобретает роль закупок как действенного инструмента государственной поддержки предпринимательства.
Министерством продолжается работа по привлечению поставщиков Калужской области к более активному участию в закупках.

Особое внимание уделяется субъектам малого бизнеса: в 2015 году сумма закупок у них выросла более чем на 400 миллионов рублей по сравнению с 2014 годом. При обязательном требовании законодательства осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства не менее 15%, в Калужской области по прошлому году этот показатель составлял более 25%, в текущем году мы ставим задачу выйти как на минимум на 40%).

Резерв для дальнейшего увеличения поддержки этой категории – это закупки по Закону № 223-ФЗ. Не случайно федеральным Правительством на 2016 год поставлена задача: довести уровень закупок у субъектов малого предпринимательства заказчиками по 223-ФЗ до восемнадцати процентов.

--документы