Доклад министра конкурентной политики Владимирова Н.В. “О формировании и развитии контрактной системы в Калужской области”

2015-10-12(o_formirovanii_kontraktnoy_sistemi_kalujzskoy_oblasti)12 октября 2015 года министр конкурентной политики области Владимиров Н.В. на очередном заседании регионального Правительства доложил о результатах формирования контрактной системы в Калужской области за период 9 месяцев 2015 года.

«О формировании и развитии контрактной системы в Калужской области» (отчётный период – 9 месяцев 2015 года).

Статистика по результатам проведения процедур закупок.

В 2015 году контрактная система развивается в условиях сложной экономической ситуации, однако, несмотря на это, продолжает эффективно обеспечивать государственные и муниципальные нужды области, через предусмотренные законом меры поддержки субъектов малого предпринимательства и отечественных производителей. --загрузить доклад

За 9 месяцев текущего года для обеспечения нужд Калужской области проведено свыше 7 тысяч конкурентных процедур на сумму более 18 миллиардов рублей. Снижение количества процедур по сравнению с прошлым годом объясняется активным внедрением совместных закупок, а увеличение стоимости закупок произошло, главным образом, за счет конкурса на строительство обхода города Калуги на участке Секиотово – Анненки с мостом через реку Оку (10,5 миллиардов рублей).

Совместные торги

Продолжается развитие практики совместных закупок. За отчетный период консолидировано 2854 заявки заказчиков, по которым проведено 357 процедур на общую сумму 327 миллионов рублей.

В здравоохранении проведена первая совместная закупка информационных услуг для всех больниц области, сейчас мы уже тиражируем этот опыт в других отраслях.

Экономия бюджетных средств составила 18 процентов от общей суммы совместных закупок, что в 3 раза превышает показатель экономии при проведении обычных процедур.

Здесь пока не все получается так, как должно быть. Например, в этом году впервые организованы совместные закупки бензина и дизельного топлива, при этом для каждого района торговался отдельный лот, чтобы избежать ситуации, когда транспорт из одного района заправляется в соседнем. Однако, в Барятинском и Ферзиковском районах вообще не оказалось поставщика, готового выйти на торги. Решить эту проблему можно только одним способом – через создание новых АЗС в этих районах. Мы ведем переговоры на этот счет с нефтекомпаниями, к сожалению, нынешние экономические условия не располагают к инвестиционной активности в этой отрасли, но работа будет продолжаться.

Маркетинговые исследования малых закупок

Полностью введен в эксплуатацию программный продукт для осуществления так называемых «малых» закупок, стоимостью до 100 и 400 тысяч рублей, для нужд области. За относительно небольшой промежуток времени в системе «Маркетинговые исследования малых закупок» размещена информация о договорах на общую сумму более миллиона рублей, зарегистрировано около ста хозяйствующих субъекта.

Постановлением Правительства области № 544 всем заказчикам рекомендовано размещать сведения о своих «малых» закупках в нашей системе, а также направлять в министерство финансов отчеты о заключенных контрактах.

До конца 2015 года на федеральном уровне планируется создание ряда элементов единой информационной системы, направленных на автоматизацию и стандартизацию закупочной деятельности, в частности, это создание каталога товаров, работ и услуг, окончательный переход на структурированные планы закупок.

Аналогичная работа осуществляется и на областном уровне. Документооборот между заказчиками и уполномоченным органом полностью переведен в электронную форму. Четыре муниципальных района – Боровский, Жуковский, Сухиничский и Перемышльский – уже перешли на электронную передачу заявок в Фонд имущества, до конца ноября мы планируется охватить всех муниципальных заказчиков.

Импортозамещение

Министерство обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений на закупку иностранной продукции, а также предоставление преимуществ отечественным поставщикам. Помимо данных мер, система государственных и муниципальных закупок позволяет развивать производство необходимых товаров, работ, услуг в России на долгосрочной плановой основе.

В настоящее время на федеральном уровне разработан и принят в первом чтении законопроект о внесении изменений в Закон № 44-ФЗ, в соответствии с которым предполагается предоставить заказчикам право заключения контрактов на поставку товара, производство которого создается или модернизируется на территории России в соответствии со специальным инвестиционным контрактом. По такому контракту одна сторона – инвестор – в установленный срок обязуется создать, либо модернизировать и освоить производство промышленной продукции на территории России, а другая сторона – Российская Федерация или субъект Российской Федерации – обязуется осуществлять меры по стимулированию данной деятельности и закупку готовой продукции.

Поддержка СМП

На координационном совещании 7 июля 2015 года было принято решение о постепенном повышении доли закупок для нужд области у субъектов малого предпринимательства: не менее чем 20% годового объёма закупок в 2015 году и не менее чем 40% в 2016 году.

С 25 июля текущего года в связи с изменениями законодательства в два раза увеличился размер предельной выручки, учитываемый при отнесении юрлиц к субъектам малого предпринимательства. Для микропредприятий он составляет теперь 120 миллионов рублей, для малых предприятий – 800 миллионов рублей.

В совокупности принимаемые на федеральном и нашем уровнях меры дают возможность получать поддержку значительно большему количеству предпринимателей.

Изменения в общественном обсуждении закупок для нужд области

По предложению общественного совета при министерстве конкурентной политики области было принято решение о расширении перечня случаев осуществления общественного обсуждения закупок для нужд Калужской области.

Обязательное обсуждение будет проводиться для всех закупок стоимостью от 200 миллионов рублей, за исключением закупок финансовых услуг по предоставлению кредитных ресурсов Калужской области, а в случае закупки программного обеспечения и вычислительной техники – общественному обсуждению будут подлежать закупки уже от 30 миллионов рублей.

Нормирование

С 2016 года вступают в силу нормы Закона, касающиеся нормирования закупочной деятельности.

Закупки всех заказчиков должны будут вписываться в установленные нормы расходования финансовых средств и соответствовать допустимым нормативам по ценам и потребительским свойствам.

Необходимая нормативно-правовая база федерального уровня уже выпущена в полном объёме, и мы, совместно с министерством финансов области, в настоящее время завершаем разработку соответствующих региональных нормативных правовых актов.

В связи с этим я хотел бы просить коллег принять активное участие в разработке нормативов по ценам и другим характеристикам отдельных видов закупаемой продукции, которые лягут в основу ведомственных перечней товаров, работ, услуг.

223-ФЗ

Отдельно хотелось бы коснуться закупок в рамках Закона № 223-ФЗ, под который подпадают, в частности, автономные учреждения, государственные и муниципальные предприятия, а также бюджетные учреждения в части средств от приносящей доход деятельности. Совокупный объем закупок по 223-ФЗ в Калужской области с начала года – почти 9 млрд. рублей (по данным Общероссийского официального сайта).

Эту сферу ожидает серьёзное реформирование – готовятся изменения в закон, которыми предусмотрено:

  • определение регионального органа, уполномоченного утверждать типовые положения о закупке;
  • установление процедуры ведомственного контроля закупочной деятельности;
  • осуществление закупок по таким же строгим правилам, которые действуют для государственных заказчиков, в том числе, переход на электронные процедуры.

Изменения вступят в силу с 1 января 2017 года, однако ничто не мешает нашим заказчикам по 223-му закону уже сейчас начать внедрение новых правил, чтобы к моменту принятия новых требований уже наработать практику и тем самым смягчить переход, избежать резких потрясений в закупочной деятельности.

Мы предлагаем силами нашего министерства, с участием всех заинтересованных сторон уже в этом году разработать типовые положения о закупках, пока рекомендательного, необязательного характера. Также мы хотели бы предложить заказчикам более активно прибегать к помощи Фонда имущества, который, являясь специализированной организацией, может взять на себя организацию конкурентных закупок. Пока, к сожалению, такие услуги совершенно не востребованы.

Профессионализация сферы закупок

10 сентября 2015 года Минтруд России утвердил профессиональные стандарты труда в сфере закупок. Это первый шаг на пути появления новой профессии: «Специалист в сфере закупок», которой до настоящего времени не существовало.

Профессиональные стандарты определяют требования к квалификации и компетенциям работников, занятых в сфере закупок и будут обязательны для применения с 1 июля 2016 года.

Их внедрение позволит проводить оценку профессиональных качеств сотрудников контрактных служб и комиссий, контрактных управляющих, контролёров. В соответствие стандартам должны будут приведены и образовательные программы в сфере закупок.


Подводя итоги, можно сказать, что контрактная система не только продолжает выполнять свою функцию по обеспечению потребностей заказчиков, но и активно используется в качестве инструмента для решения иных экономических задач: оказание поддержки бизнес-сообществу, импортозамещение, повышение прозрачности в использовании бюджетных средств.

В условиях дефицита бюджетных средств контрактной системе в сфере закупок будет уделяться всё больше внимания. Это означает, что нам необходимо постоянно поддерживать эффективность построенной системы государственных закупок области и своевременно принимать меры по её совершенствованию.

Запись опубликована в рубрике Архив публикаций. Добавьте в закладки постоянную ссылку.